Nanten
Рецензия на произведение Тихе "Храм Золотого Дракона"
1. Зачем я взялась за рецензию?
Не знаю. Спешу оговориться,
что никогда не писала их. Частенько меня просили написать отзыв на ту или иную
вещь, и я давала, но никогда не пыталась накатать что-то такое умное, занудное и
объяснительное. Хорошая вещь есть хорошая вещь... Но, по крайней мере, возможно,
добрый отзыв привлечет сразу к ней внимание читателя.
А вообще, как
говаривал Максу Фраю Махи Аинти, "Я не люблю слово "зачем""! Чтобы было,
господа, чтобы было... Захотела - и написала!
2. Почему именно "Храм
Золотого Дракона"?
Думаю, для человека, впервые приступающего к рецензии,
имеет смысл начать с фэнфика, автор которого почти ему незнаком: пристрастность
- страшная вещь! У меня в ТК много знакомых, которых я считаю своими друзьями.
Есть те, кого вынуждена считать недругами. А есть и та категория, которую я
отношу в раздел БЫВШИХ друзей - категория, надо сказать, тяжелая. И невольно я
могу внести личное отношение к автору в характеристику книги. Что, по меньшей
мере, некорректно. А с Тихе мы познакомились не так давно. Мы еще в состоянии
первого знакомства. Думаю, поэтому, я могу совместить приятное с полезным: знак
внимания Тихе с беспристрастной рецензией.
3. Что сразу привлекает
внимание.
Здесь я невольно задумалась. Бесспорно, серьезность. В книге
очень много тонкой и глубокой психологии, внутренние портреты персонажей
поразительно правдоподобны. Их поступки психологически мотивированы. Причем, это
дано так легко и ненавязчиво, так органично вплетается в сюжет, что не тормозит
действие! Оно разворачивается легко и стремительно, очень плавно затягивая
читателя все глубже и глубже. В какой-то момент я поймала себя на том, что
начинаю прикидывать варианты развития дальнейшего сюжета. Причем прикидываю
азартно! "А если бы так...или вот так..."
В "Храме Золотого Дракона"
отчетливо присутствует Тайна. Причем, в которую читатель посвящен, которую он
разделяет. Тайна сути Нефрита. Читатель видит ситуацию то глазами демона, то
глазами Нару, обычного человека, а то и глазами Мики, Нанако, Канесиро -
совершенно "посторонних" истории людей, которые в отличие от Нару, вообще
никогда даже не сталкивались с демонами. И этот "диалог", это сравнение взглядов
на мир очень занимательны, это своеобразное "противостояние-игра". Мы видим
актеров, которые играют роли в фильме. Причем фильм зеркально отражает ситуацию,
сложившуюся в реальной жизни. Но осознают это только Нефрит и Эрато, его юма.
Кажется, уж они-то, руководство проекта, далеки от каких-либо игр. Разве
знаменитому Тиэ Кавасаки пришло бы в голову пригласить своего продюсера на роль?
Но именно они-то и играют больше всех! Играют "по жизни", получая от этого массу
удовольствия. Нефрит - артист в душе, художник.
Еще раз хочется отметить,
насколько интересные психологические проблемы выдвигаются Тихе. Разве эта
история - только лишь фэнфик о Нару и Нефрите? Перед нами - психологическая
дуэль. И не только между Нару и Нефом. Мы видим противостояние и между Нару и
Юмино, и между Нефом и Джедайтом. Причем сразу. Эти коллизии - во многом центр
повествования. В анализе характеров и их действий - львиная доля занимательности
книги. Именно поэтому я считаю "Храм" очень зрелой книгой.
Отношения между
Нару и ее бывшим мужем - очень актуальная проблема многих современных семей, где
отсутствует взаимопонимание и есть борьба за лидерство. То, как Тихе сумела
вплести эту тему в сюжет, делает ей честь: думающему человеку и талантливому
писателю.
Хочется также отметить и оригинальность замысла. Многие авторы
забывают, что Серебряный кристалл стер память людям. Думается, забывают
сознательно. Тихе не боится этого препятствия. Она, напротив, принимает этот
вызов и делает из него один из узловых проблемных моментов завязки. (О боже, ну
и фразочка!) У Тихе все продумано. Ее мир - это самодостаточноя система, не
вызывающая вопросов и недоумения.
Она очень много внимания уделяет
правдивости отображения современной восточной действительности. Где бы ни
разворачивалось действие: на Филиппинах, Таиланде, в Японии ли - везде мы словно
погружаемся в среду, буквально документально законспектированную. Нельзя не
уважать такое серьезное отношение к работе: насколько я знаю, Тихе ни разу не
была на Востоке. Между тем воссоздает атмосферу тех мест буквально до деталей.
Это огромный труд, помноженный на огромный талант.
С другой стороны,
действие разворачивается почти исключительно в мире людей. Мы видим Темное
королевство только в самом начале. Нефрит сознательно стремится быть от него как
можно дальше, он ненавидит тот мир и свое тамошнее окружение. Единственный, кого
он хоть как-то согласен терпеть - именно терпеть! - это Джедайт. Перед нами
всего лишь "тень тепла", как пишет Тихе. Да, их связывает постель без любви, не
более того. Они изредка "коротают вместе холодные ночи Темного королевства" - не
более. В этих отношениях: полу-дружбы, полу-необходимости - еще одна сторона
занимательности книги, еще одно противостояние.Конечно, это не Юмино и Нару, где
все доходит до пистолетных выстрелов. Джед поступает умнее: он пытается
прикончить Нару во время съемок. Причем даже не из ревности. О ревности -
интересный момент! - в их отношениях и речи быть не может. Именно потому, что
полагает это целесообразным. Джедайт не ревнивая истеричка, в отличие от Юмино -
хотя в чем-то, они, пожалуй, похожи. Он всего лишь прагматик. И когда его план
не удается, Джед умеет сделать великолепно-невинную мину, заморочив голову даже
Нефриту. Так ему всё и сходит с рук...
Джед, пожалуй, самый неоднозначный
персонаж "Дракона". Он и друг Нефрита, и его противник, и демон, думающий прежде
всего о долге перед ТК, о сборе энергии... Он противоречив и
необычен.
Интересен взгляд Тихе на будущее героев СМ. Ее отношение к Усаги -
куда лучше множества брошенных против той обвинений в глупости и т.д. Мы видим
спокойное, логическое описание того, чем она кончает в этой жизни, в этом
воплощении, без ссылок на туманное, скрытое во мгле Грядущих веков, будущее. А
видим мы опустившуюся домохозяйку. Будущее которой естественно вытекает из ее
характера. Уже нет злости и негодования против этой женщины. Есть некоторая
брезгливая жалость... И словно в противовес ей мы видим образ Нару: успешной,
сильной, но глубоко ранимой и нежной личности. Личности противоречивой и
одновременно цельной. Она верна сама себе, но сама - противоречие. Ее раздирают
сомнения, предчувствия, она, например, выходит замуж, разводится...ей нравится
Сенджойн и не нравится. Сплошные метания, наблюдать за которыми очень интересно!
Но я уже отмечала психологичность книги. Можно соглашаться или не соглашаться с
пониманием этой героини СМ, но нельзя не признать, что видение Нару у Тихе
весьма и весьма нестандартно! Очень мало авторов уделяют ей внимание. И многие
относятся достаточно предвзято. Тихе избегает ловушки уже набившей оскомину темы
Великой Любви Нефа и Джеда. Она возвращается к первоисточнику. И возвращается
оригинально! Мы видим отношения актрисы и продюсера. Странное решение - сделать
Нару актрисой. Знаменитой, независимой актрисой! Девочку, которая всегда в
оригинале была на вторых ролях. Бесспорно, это находка. Причем, поданная умело.
(Отвлекаясь, скажу, что с находками всегда так: либо ты умеешь ее ПОДАТЬ, и
тогда говорят, что это смело и захватывающе, либо не справляешься со своей
мыслью. И тогда говорят, что это бред.)
Нельзя также не сказать и о хорошем
стиле. И о великолепном языке.
4. Книга как фэнфик.
У жанра фф
есть свои законы. И есть, на мой взгляд, две категории авторов, которые пишут в
жанре фф. Есть Мастера, которые способны принять вызов чужого произведения,
Оригинала, и, сохранив характеры героев, сохранив законы и историю мира-сюжета,
закрутить свой, оригинальный и захватывающе-интересный. Есть Начинающие авторы,
которые боятся еще создавать свой сюжет и своих героев, и потому предпочитают
начинать на готовом материале. Тихе, бесспорно, относится к первой
категории.
Но, к какому бы типу ни принадлежал автор, вне зависимости от
того, есть ли у него свои оригинальные произведения или нет, начиная писать в
жанре фф, он обязан соблюдать его законы.
а. Сохранять характеры
персонажей. (Поначалу особенно, так как с развитием событий ничто не мешает
автору изменить героя).
б. Сохранять факты оригинала.
в. Сохранять
речь героев.
г. Фэнфик должен быть фэнфиком по заявленному произведению.
Допускается смесь различных оригиналов, но заявленный оригинал должен
доминировать. (Отвлекаясь, отмечу, что мне доводилось читать некий фф -
официально, по СМ - где от оригинала не было оставлено НИЧЕГО. Абсолютно! Разве
только имена. Не скажу, что это была плохая вещь. Напротив! Занятная и во многом
забавная. Но я не понимаю, зачем в таком случае ее было называть ФЭНФИКОМ, и при
чем там был сериал СМ! Основной темой там был криминальный квартирный вопрос, и
если уж так надо было свести все к жанру фф, то оригиналом в данном случае
являлась русская народная сказка "Про домик лубяной и домик ледяной", где в роли
зайчика был - вы вдумайтесь! - Нефрит!!! А нехорошей лисичкой - Сейлор-Мун. Как
видим, жанр фф по СМ тут совершенно не выдержан.) Поэтому, обращаясь к работе в
этом виде литературы, надо быть предельно осторожным, так как выдержать его
требования достаточно нелегко. Писать оригинальную вещь легче. (Говорю по
собственному опыту, так как доводилось писать и то, и другое). Тихе блестяще
справляется с законами фф. Ее мир - это мир героев СМ. Они похожи сами на себя.
Но! При этом она вложила в них свое, свежее и оригинальное, видение. Умение
совмещать свое видение персонажа с достоверностью - ни много ни мало искусство.
Без которого лучше не браться за фф. Можно спорить и не соглашаться с трактовкой
Нару. Но то, что перед нами - именно Нару, пусть повзрослевшая, изменившаяся,
похорошевшая - сомнения не вызывает.
Мои аплодисменты Тихе.
Хотелось бы
так же отметить в этом разделе, что Тихе оказалась достаточно смелой, чтобы
переплести в одной книге два фэнфика. Один из них, главный, доминанта
произведения - по первому сезону СМ. Второй, ведущий с ним "диалог" и вплетенный
зеркально в сюжет первого - фэнфик по третьему сезону "Фантагеро". Надо сказать,
вначале вызывает некоторое недоумение почти полное следование сюжету третьего
сезона. Почти до самого финала, где наконец становится ясно, ради чего пошла на
это Тихе. Она сохраняет копирайты - а в данном случае это сохранение практически
необходимо, - но изменяет концовку. Фэнфик по "Фантагеро", этот фильм - он
служит не только зеркальным отражением ситуации Нару-Нефрит, не только
подчеркивает игру Нефрита и Эрато, но он и несет определенную смысловую
нагрузку. Он подчеркивает и объясняет выбор Нару. Поэтому считать сюжет фильма
просто "прихотью" автора, которому по-детски захотелось только лишь "изменить
концовку "Фантагеро" - по меньшей мере неверно. Конечно, это желание тоже
присутствовало! Но Тихе отнеслась к нему достаточно профессионально. Она усилила
вторым фэнфиком главную мысль первого. "Следуй своему сердцу". Недаром Усаги -
заметим, именно Усаги! - выходя из кинотеатра, говорит Мамору: "Тебе фильм
понравился, но ты же ничего не понял!" Мамору, конечно, не понимает. Понимаем
мы, читатели.
5. Динамика сюжета.
Книга с самого начала держит в
напряжении. Читается легко, увлекательно. Есть неожиданные повороты. Идет диалог
действия: то чередование Нефрит-Нару, то, когда ты уже решаешь, что поняла
динамику, несколько последовательных глав про один персонаж. Своеобразная игра.
Большинство сюжетов, к сожалению, до огорчительности предсказуемы. И, читая,
нельзя удержаться от зевания и комментариев: "Ну вот, я это предсказала пять
глав назад!" И с тоской смотришь на показатель - долго ли до конца. О "Храме"
такого не скажешь. На показатель, напротив, смотришь с тревогой: как мало до
конца осталось! А что же дальше? Нельзя с точностью определить, что ждет в
следующей главе, на следующей странице. А когда читаешь, понимаешь, что в данной
ситуации это - наилучшее решение!
О "Храме" можно было бы писать еще очень
много и очень долго. Но я лучше предоставлю вам судить самим.
Надеюсь, если
вы еще не читали "Храм" Тихе, моя рецензия заинтересует вас, и вы будете
вознаграждены, что прочитали весь мой занудный и заумный отзыв - вознаграждены
чтением умной и глубокой книги, интересной и оригинальной. Если же вы уже читали
"Храм", то, бесспорно, прочитав мою рецензию, тоже захотели что-нибудь сказать о
своих любимых авторах.
Я, думается, в свою очередь еще как-нибудь вернусь к
жанру критики...когда будет свободное время и настроение, а пока...
Приятного
вам чтения!
Всегда Ваша Нантен.