Глава 1. Незаконченная
Я коснулся его руки. По моим ощущениям, он был абсолютно мёртвым.
Сидя на корточках, я задумчиво смотрел. Таких… существ?.. явлений?..
не было в моём мире, и я весьма смутно представлял себе, что должен делать
далее.
Моё одиночество нарушилось столь внезапно, что требовалось время
привести пошатнувшийся мир в равновесие, и потому я лишь наблюдал, не
выпуская безжизненной тонкой руки.
Когда она шевельнулась в моих пальцах, я не удивился. И много позже,
вновь обретя способность ясно мыслить, именно полное отсутствие удивления
счёл в этой истории наиболее удивительным.
В моём мире призрачно-узорном и голубовато-снежном сейчас и
утешительно одиноком всегда теперь появился этот пришелец… человек…
ребёнок?.. Не мёртвый, хотя ещё несколько минут назад все мои чувства им
я привык безоговорочно доверять) утверждали обратное.
Откуда среди моих изысканных зимних кружев возник он живой или
нет, — оставалось загадкой.
Его губы открылись, но звуков не было. Тогда я направился к
ближайшему из крохотных живописных озёр и принёс воды. Шагая к нему от
озера с бутоном лилии в качестве чаши, я любовался восхитительным
контрастом: изящная невесомость легчайших оттенков голубого, сиреневого и
лилового и он, пятно ослепительно-золотое с алым и неистово
пламенным… Это было странно и не в моём вкусе, так как я никогда не был
сторонником броских тонов; но сейчас выглядело уместным и почти
чарующим.
Уже влив несколько капель в его рот, я задумался, не окажется ли вода
моего мира подобна яду для этого явно чужого создания, но он проглотил,
и губы раскрылись вновь; так же вели себя иногда подбираемые мною
умирающие гепарды из-за Края, и я решил лечить его, как их, а потому взял на
руки и понёс в павильон отмечая, что даже детёныш гепарда намного
тяжелее.
Опустив его на ковёр у камина, я принёс на сей раз не воды, а сока хмеля
в чаше с узким носиком, когда-то сделанной для первого найденного гепарда
из коры орба мягкий, но очень прочный материал, который не расколется,
если животное прикусит его нечаянно, но и не повредит его зубам. Чаша столь
долго хранилась на полке, не используемая по назначению, что за годы кора
успела слегка изменить цвет. А он уже открыл глаза и смотрел в огонь так
серьёзно, словно в изгибах языков пламени видел картины или
предназначенные лишь ему важные послания… впрочем, как и я. Камин был
причудой, украшением — для обогрева павильон в огне не нуждался. Да меня
холод и не волновал. Но волновала красота, а огонь был красив.
И человек, разрушивший моё уединение, взирал на мой огонь столь
увлечённо, что заметил меня, лишь когда я приблизился вплотную. Взгляд его
обратился на меня с тем же серьёзно-отрешённым вниманием; страха я не
ощутил, и это было хорошо, поскольку страх излечить труднее, чем ранения
тела. Но у него не видел я и ранений. Однако по слабому трепету век и полной
бездвижности я заключил, что первоначальное моё суждение мёртвый
было весьма недалеко от истины.
Я напоил его соком; он послушно глотал, не делая попыток
сопротивляться. Сок, помимо прочего, и усыплял, но имея дело с существом
более сильной воли, нежели гепарды, я дополнил действие снадобья
собственной силой, положив ладони на его виски. Вот тут я ощутил страх…
или, быть может, мгновенную вспышку тёмной обжигающей тревоги, но к
этому моменту гость успел утомить меня, и я не стал разбираться в нюансах,
а лишь окутал его мягкой, шёлковой, властной вуалью сна. И с облегчением
ушёл.
Изменяюсь. Дышу. Легко… За что отдал бы я свободу? Нет такого
сокровища в этом мире… во всех моих мирах. Нет того создания, кто силой,
ложью или нежностью вынудил бы меня лишиться её.
И лечу. Плыву. Изменяясь снова… смеясь. Смех мой слышен во всем
моём мире шелестом листьев, плеском ручьев, мягким шуршанием
падающих снежинок.
Изменяясь… рыдаю. Долгий, отчаянный крик горя… где-то с гор сходят
лавины. Где-то остров уходит на дно океана. Я потерял… когда-то… Но что?
Неважно. Вот суть моей свободы: я весь порыв, весь стремление.
Ураган или тёплый ветерок. Тишина или землетрясение. Неважно…
Я изменяюсь — и лёжа на спине, закрыв глаза — плыву. И вспоминаю.
Однажды я пришёлили был здесь всегда?.. или пробудился, но по сути,
это не имеет значения. Я нашёл других, а они нашли меня… но остались
чужими, да и не всё ли равно? Лёгкими движениями воли и жажды свободы,
как кистями, я перекрашивал облик мира… или создал его из ничего… из
снов, из капель своих миражей. Я люблю лето и потому моей зимой тепло.
Я люблю осень и потому воздух всегда прозрачен, а рощи
многокрасочны. Я люблю весну, и потому короткие грозы столь неистовы, а
сменяющие их радуги пахнут ландышем…
Я люблю летать.
И оно синее, моё небо.
А мои крылья сияюще-зелены, как первая трава… Или — солнечны и
ослепительны, когда мне нравится абсолютное одиночество. Или — лиловые,
как грозовое небо… Или, или, или… Но всё это лишь разные формы моей
белизны, впитавшей всё, отвергающей всё. Я белый, белый, цвета моей
холодной свободы.
И я лечу.
И никто не догонит меня.
Спустившись к заснеженной, голубовато-перламутровой роще, я
изменился вновь и неторопливо пошёл по узкой тропе, скользя взглядом по
живописным зимним кружевам на ветвях деревьев. Откуда здесь зима и снег?
Иногда я задумывался об этом… мне никогда не было холодно или неуютно,
и свежесть зелени и яркие краски цветов восхищали меня… в памяти
всплывали сады, шпалеры роз от пурпурных, почти черных, до винно-
красных… и нежно-розовых. И белоснежных…
Но я ушёл оттуда, где их красота и ароматы опьяняли меня, и закрылся в
безмолвном восхитительном одиночестве снежных кружев.
Быть может, где-то там одна из роз стала красной от крови насаженного
на шип моего сердца?
Кто знает.
Я всегда испытывал странное для самого себя стремление разделить. Оно
быль столь неясным и мимолётным, что понять его я попросту не успевал: оно
окутывало меня ускользающим ароматом цветка, для которого у меня не было
названия, и иногда приносило наслаждение, а иногда боль; но никогда не
становилось ясным…
…и постоянным тоже. Уходил кто-то, или уходил я… ускользал,
улетал. Назад, к своей свободе.
И всегда оставался Край. Интригуя и останавливая. И хотя понятие
«страх» знакомо было лишь моему уму, но не чувствам, — отношение к Краю
я мог бы назвать словом «страх». И это волновало.
Край… чуждое… непонятно… И тут только я вспомнил о ещё одной
«непонятности», оставленной на ковре у камина в моем зимнем павильоне.
Это было настолько смешно, что я невольно хихикнул, как ребёнок
(мелкая зверушка, чьё название я никак не мог выучить, хотя когда-то
придумал его сам, резво метнулась с плеча на ближайшую ветку, осыпав меня
искристым облачком снежинок).
Но всё-таки мне стоило возвратиться.
Он лежит на мягком ворсистом ковре, глядя в огонь. Я в одном из кресел,
лениво касаюсь струн маленькой лютни; я пою старые (возможно, даже мои)
стихи на мелодию, рождённую только что от зрелища вспышки пламени на
фоне переливчато-пастельных оттенков ковра. Мои мысли скользят плавно и
поверхностнода это и не мысли вовсе: я смотрю, я пою, а со стороны слышу
и свой голос, и себя смотрящего… и тот «я» со стороны лишь
бездумный, беззаботный наблюдатель.
Лекарство и моя Сила излечивают далеко не сразу; фактически, они всего
лишь подталкивают организм к исцелению собственными силами я
противник любого принуждения. Особенно в случае, когда детали мне
абсолютно неизвестны. Я не нажимаю — я лишь легонько касаюсь.
одна из причин ничто не действует только в одну сторону.
Прикладывая Силу, ты всегда получаешь отдачу. Я не трус, но я осторожен. С
«отдачей» я знаком не понаслышке, а Сила моя — отнюдь не то, с чем можно
шутить).
Я «со стороны» слушаю свою песню, отрешённо подмечая нюансы: чуть
фальшивящий на самых высоких нотах голос, упавшую на лоб прядь волос
(руки заняты лютней, и пепельная прядка безнаказанно вносит диссонанс в
холодную безупречность выбранного облика), белизну кружевных манжет,
спорящую с белизной кожи… мне нравится это обличье мне-поющему…
немного манерному и не чуждому детской тщеславности. А меня «со стороны»
это забавляет. В какой из жизней, в каком из забытых снов я был бардом,
надменным ироничным певцом с лютней на плече и неизменной рапирой на
поясе… и чьим-то страстным любовником однажды, а потом тёмные, тёмные
воды сомкнулись надо мною… когда… когда-то.
И мне «со стороны» слегка смешно видеть блеск слезы, скользящей по
подчёркнуто бледной щеке.
У какого-то зверя странный мех.
Я окончил песню, но пальцы по-прежнему перебирали, словно лаская,
струны маленькой лютни:
Это не зверь.
Я помолчал, оценивая тот факт, что нежданный гость разговаривает так
же, как я. По сути, это не было удивительно: я слушал живых созданий тем
способом, который позволял понять любую осмысленную речь, — но сейчас я
просто понимал. Он в прямом смысле слова говорил на моём языке.
И это значит…
Но нет. Что именно это значит — я обдумаю позже.
Это искусственный мех.
Он немного поворачивает голову; теперь я вижу его глаза в них
отражаются блики огня, пряча цвет.
Красивая песня.
И хотя я мастер в умении расслышать за одними словами другие, но в его
словах именно то, что сказано. И это удивляет… Отчего-то мне казалось,
что мой «пришелец» из тех краёв, где «искусственный» в отношении к меху
полный абсурд… или волшебство.
Глава 1. Финал
Он почти не смотрит никуда — только в огонь. Он почти не ест. Почти не
спит. Почти не разговаривает.
Вскоре его явное пренебрежение красотой моего мира начинает выводить
меня из равновесия. Испытывать раздражение неприятно… как и сознавать,
что поблизости очутилось существо, на поступки и склонности которого я
абсолютно не могу повлиять. Это смущает.
Я улетаю.
Надолго ли кто знает… здесь время струится так незаметно. Ясное
небо сменяет бархатно-синяя тьма, полная звёзд… они столь прекрасны, что в
груди становится тесно, а с глаз моих ветер в диком полёте срывает слёзы.
Красота властвует в моём сердце, и лишь этой власти подчиняюсь я покорно
никто и ничто более не посмеет повелевать мною. Эта мысль внезапно
приводит меня почти в ярость; облик меняется из стремительного обитателя
небес я превращаюсь в создание хищное. И опасное. И кричу, кричу…
разбивая пронзительным криком даже тень воспоминаний о днях в неволе,
торжествуя свою свободу.
Не помню. Не желаю.
Пусть всё былое порвёт в клочья хлещущий меня по лицу бешеный ветер.
И унесёт прочь, как солёные, едкие слёзы, что текут и текут, отчего
мне неведомо… Ведь я же счастлив.
Ведь так?
Я ношусь над миром, врезаясь крыльями в ветер, пока это одинокое
сражение вконец не выматывает меня; и тогда я падаю… бесконечно, от самых
звёзд до дна глубочайшего из ущелий… уступаю миг победы ветру,
позволяю ему кружить и нести меня… снова иного, лёгкого, почти
бестелесного, клубок дымчатого тумана с проблесками лазури и серебра.
Там, среди скал, я долго лежу на земле, вдыхая запахи озера, солнца,
сосен. Игра с жизнью в почти-смерть… так завораживает.
Однажды я решусь пойти на Край.
Однажды…
Я поднимаюсь и начинаю путь назад — к дому… одному из домов, столь
бесцеремонно захваченному пришельцем. Выгнавшим меня оттуда в едва ли
не смертельную битву с небом и ветром… а он даже не понимает этого. Мне
становится смешно, и смех что-то высвобождает во мне… отгоняет нечто
потаённое, тёмное, о чём я не подозревал, но сейчас оставшись в прошлом
странное «нечто» льдистым комком тревоги обжигает меня.
Что ещё есть во мне такого, о чём я узнаю лишь задним числом… когда
оно уже сделает что-то с моим иллюзорно-надёжным мирозданием?
Иллюзорным?
Внезапно мне становится совсем неуютно, и я отбрасываю и пустые
размышления, и все эти неясные чувства… и просто устремляюсь домой.
К нему. Кто бы он ни был… и как бы раздражающе ни молчал.
В конце концов, если живое существо способно постичь красоту огня
оно сумеет однажды насладиться прелестью красоты и другого рода.